Храмовое Тай Чи. Путь к трансформации.

В настоящее время существует большое разнообразие стилей Тай Чи, различных подходов к практике. Даже форма одного стиля порой разительно отличается от другого. Янг стиль, Ву стиль, Чен, Шаолиньское Тай Чи. Как же разобраться во многообразии видов и форм? 
Можно определить три категории. И все стили можно отнести к одной из следующих категорий.

  • Храмовое Тай Чи
  • Клановое Тай Чи
  • Парковое Тай Чи

 

Чтобы понять, откуда взялись эти три группы, следует взглянуть на то, как Тай Чи развивалось исторически.

Издревна Тай Чи использовалось даосами, как методика оздоровления тела, развития и накопления внутренней силы и духовного самосовершенствования. Поэтому вначале Тай Чи практиковалось в даосских монастырях и храмах. В храмах Тай Чи передавалось как естественная часть философии даоизма, как способ оживления и глубокого осознания Дао внутри себя. В храмовом Тай Чи боевой аспект искусства был лишь частью культивации, одной из первых ступеней постижения мудрости.

На протяжении своей красочной истории этапы благополучия в Китае сменялись периодами смуты. В эти трудные времена посвящённые мастера даосы оказывались вовлечёнными в политические события. В такие периоды значимость боевого Тай Чи возрастала. Со временем, когда времена мира приходили на смену временам беспорядков, мастера боевых искусств превращали Тай Чи в семейный бизнес. Благодара своим знаниям и способностям, превышающим возможности рядовых людей, они пользовались весом в местных общинах, передавая знания только ограниченному кругу учеников, в первую очередь членам семьи. Они, как правило, запрещали женщинам практиковать Тай Чи, чтобы избежать утечки секретного знания из семьи. Известны знаменитые кланы Янг, Чен, Ву. Их стили отличаются, но все они берут начало в Едином источнике философии Тай Чи, и все они делают акцент на боевую дисциплину Тай Чи.

В 17-м веке в Китае к власти пришла династия манчжуров. Они всячески пытались адаптироваться к китайской культуре и общественному укладу. Узнав о философии Тай Чи, они призвали знаменитого мастера Янг Лю-Чаня на службу. Как и вся коренная элита Китая, мастер Янг не желал делиться секретами с “варварами”. И он, рискуя собственной жизнью, намеренно опустил все истинные секреты Тай Чи, обучив придворную манчжурскую элиту только лишь плавным движениям, лишённым внутреннего содержания. Истинное знание он секретно передал своим сыновьям, основав знаменитый клан Янг. Постепенно гимнастические упражнения, переданные Мастером Янгом манчжурской династии, широко распространилось по Китаю. Так и было положено начало так называемому парковому Тай Чи.

Таким образом, если в клановом Тай Чи основной упор делается на боевые искусства, то храмовое Тай Чи базируется на постижении жизненной философии Тай Чи, медитации и на культивации Чи для духовной трансформации. Парковое Тай Чи практически лишено внутреннего аспекта культивации Чи и духа. И всё же все существующие стили являются отростками единого корня – древнего знания даоизма, и, следовательно, в большей или меньшей степени являются его отражением.

Мой мастер, Вэйсун Лиао, родился и вырос в Тайвани в семье фермера. В детстве, по его рассказам, он был очень непоседливым и непослушным ребенком. Его родители, не зная, как им совладать с сыном, убедили даосского монаха, обосновавшегося после долгих лет странствий в маленьком храме на территотии фермы, взять его в ученики. Так, с самых ранних лет, начался путь мастера Лиао к постижению древней философии и искусства Тай Чи. По приказу родителей он был вынужден после школы являться в храм для обучения, и делал он это без всякого желания. Но со временем все изменилось. Вэйсун Лиао практически вырос в храме, постигая основы философии, Тай Чи, традиционной медицины и фен-шу... В настоящее время мастер Лиао является одним из ведущих авторитетов в храмовом Тай Чи, автором книг по Тай Чи и даосской философии.

Мастер Лиао с большим уважением отзывается о клановых школах Тай Чи. Однако, мастера знаменитых династий искали в Тай Чи только пути для боевого совершенствования. Они, достигая в этом определенныx результатов не шли дальше, не стремились к достижению духовного просветления.

Как уже было сказано выше, в храмовом Тай Чи основной акцент делается на медитацию, и с этой точки зрения Тай Чи – это прежде всего динамическая медитация, медитация в движении. Поэтому для начала нужно понимать, что такое медитация и получить в этом начальные навыки. Цель любой медтации – успокоение ума. В этом даосские медитации сходны с любой другой традицией. Особенность её в том, что основное внимание медитирующего направлено на циркуляцию жизненной энергии Чи по энергетическим каналам и энергетическим центрам, дан-тиенам. На начальных этапах практикующий использует глубокое дыхание для того, чтобы ощутить поток чи внутри собственного тела. Со временем ощущение чи становится сильнее, и практикующий может контролировать поток энергии без посредства глубокого дыхания. На этом этапе появляется способность сознательного направления потока чи внутри собственного тела.

В Тай Чи существуют ряд практик, позволяющих усилить ощущение и поток чи, позволить обрести контроль над этим потоком, научиться проецировать его за пределы тела для взаимодействия с внешними энергиями.

К таким практикам относятся:

  • дополнительные медитативные практики по управлению дыханием и потоком чи
  • медитативное движеное Тай Чи
  • техника конденсирующего дыхания (костное дыхание)
  • парная практика
  • дополнительные практики (формы с мечом, шестом и мачете)
  • Статическая медитация и медитативная ходьба
  • Дао Гонг.

Существует ещё одна интересная особенность храмового Тай Чи. Длинная форма Тай Чи состоит из ряда одиночных форм, перетекающих из одной в другую. Большинство современных учителей Тай Чи просто показывают длинную форму, предлагая студентам имитировать их движения. Честно говоря, такой подход не даёт студентам ни малейшего шанса. Студенты могут практиковать долгие годы, но так никогда и не почувствовать истинного смысла практики Тай Чи. В отличие от этого подxода храмовое Тай Чи детально изучает каждую одиночную форму. Подробно описывается форма, дыхание, и её энергетический аспект. Каждая одиночная форма характеризуется определённым характером циркуляции энергии как внутри, так и вне тела практикующего. Только многократное повторение одиночной формы даёт возможноть максимально приблизиться к совершенству исполнения формы. Мастер Лиао сравнивает многократное повторение формы с заточкой клинка. Только терпеливое, повторяющееся взаимодействие клинка с точильным камнем превращает его в грозную силу. Затем, когда усваиваются одиночные формы, они объединяются в длинную форму. При таком подходе не обязательно знать всю длинную форму. Можно знать лишь одну одиночную форму и в ней практиковать истинное Тай Чи. И наоборот, можно помнить все компоненты длинной формы, но без должной глубины понимания и дисциплины такая практика не будет являться Тай Чи.

Храмовое Тай Чи является многогранной древней практикой, которая, хоть и включает в себя аспекты боевого искусства, дает возможность пойти гораздо дальше и познать гораздо больше. Оно позволяет осознать глубинный смысл философии Дао, осознать своё место в мире и научиться гармонично с ним взаимодействовать.